Москвич в Новой Зеландии. часть 2

Володя Новозеландский
Родители, у которых нет необходимости отправлять малышей в детский сад, тем не менее, водят детей в группу на 1 – 2  часа, 1 – 3 раза в неделю, чтобы приучить их к общению. Я с внуками посещал такие мероприятия и увиденное было в полном противоречии с ожидаемым: дети в возрасте от года до трёх не дрались, не отбирали игрушки друг у друга. Плакали? Да, падали, ударялись, но не дрались.
В детском саду, в старших группах, в качестве игрушки, стоял столик на котором были пила, тиски, молоток, гвозди и доска. Дети с удовольствием пытались забить гвоздь. Мне кажется секрет в том, что сил у ребёнка не достаточно, чтобы поранить себя. Опасность в другом, в том, что они могут нанести вред товарищу, это реально. Но таков мой взгляд, москвича, а в этой стране дети не дерутся, ни молоток, ни гвозди ни разу не привели к травме, а опыт у меня не малый – 3 внука.
Улыбка наиболее частое выражение лица. На улице, при случайной встрече взглядов обязательна улыбка. Моя жена рассказывает: «Я иду по улице и неожиданно замечаю, что встречные люди обращают на меня внимание, в их глазах некая тревога. Оказывается, я задумалась и не смотрю на людей, не улыбаюсь, ушла в себя. У встречных рефлекторное беспокойство за меня, может мне нужно помочь, что-то не так». Нагрузка кассира в большом магазине одинакова в Москве и Веллингтоне. А может быть не так, вероятно, если кассир улыбается, произносит совершенно обязательное приветствие, встречает ответную улыбку, ему легче, намного меньше конфликтов. Улыбка и приветствие встретят вас в любом учреждении, со стороны любого регистратора, продавца. С улыбкой говорят: «Извините, у нас этого нет», «Извините, вам нужно обратиться в другую контору».
Улыбка, это пустая формальность или в ней есть смысл? У меня проблема с машиной, я стою на обочине, поднимаю руку, как везде, с просьбой остановиться и помочь. Останавливается первый, не второй, первый. Я спрашиваю как найти улицу, контору. Прохожий не знает, но видит, что у меня не чистый английский, и сам расспрашивает прохожих, помогая мне. Много раз убеждался, что человеку с плохим английским на улице, в больнице, в конторе, везде больше внимания, больше помощи, оно и понятно, ему труднее, значит больше желание помочь.
В нескольких случаях мне было стыдно за себя. В синагогу пришла женщина с ребёнком, лет трёх-четырёх, совершенно ужасным. Он неподвижно сидел в коляске, из рта стекала слюна, говорить он не мог, взгляд бессмысленный. Меня удивило это посещение, к чему выставлять на обозрение уродство, зачем портить людям настроение видом явного безобразия? Реакция москвича. И я получил урок. Каждый из присутствующих подошёл к ним, улыбнулся – золотая валюта новозеландца – погладил, потрогал, коснулся малыша, сказал несколько слов матери, она улыбнулась в ответ. Я увидел, не уродца, а больного ребёнка. Я увидел мать, несчастного человека, ей можно, нужно помочь. Улыбка означающая «мы с тобой», «не всё потеряно», «можешь на нас рассчитывать», улыбка искреннего соучастия, готовность видеть её с больным ребёнком в этом их обществе. Нет сомнений, матери посещение синагоги дало некоторое облегчение. Я же думал о себе, нарушили мой комфорт, мне представили неудобоваримое зрелище. Мне было стыдно.
Я лечу к родным, к внуку, которого не видел несколько лет. Везу ему мультики, смешные, музыкальные, умные, к тому же для тренировки русского языка, всё прекрасно. Среди других, может помните, «Рыжий мама, рыжий папа, рыжий я и сам, вся семья моя родилась с рыжим волосам...». Мой внук, семи лет, встаёт крайне возмущённый, удивлённый тем, что дед мог привезти такое. «Разве можно смеяться над людьми? Разве можно обсуждать, осмеивать человека за цвет волос, глаз, тела?» Вспомнил я тут же «Я что, рыжий, ...». Объяснять, что мультик именно против этого «Я не рыжий», глупо. Мне стало стыдно перед собой.
Откуда они, такие правильные, новозеландцы, берутся? Моя дочь рассказывает, что когда её сыну было 5 лет, воспитатели детского сада попросили прочитать детям стихотворение, или сказку, что либо и затем пересказать содержание на английском. То же самое сделала мама китайского ребёнка. Великая воспитательная цель этих уроков показать, привить, воспитать понятие, что их родной английский не есть самый «великий и могучий», что другие языки столь же уважаемы. В сознание закладывается простая мысль, что «правдивый и свободный», как и лживый может быть человек, личность, а не язык, не народ. В горсовете, в детском саду висят плакаты с приветствием на самых разных языках. 
Картинка с натуры, совсем свежая. Небольшая очередь в кассу магазина, 3 – 4 человека. Пожилой покупатель несколько раз сбился набирая код кредитки расплачиваясь за покупки. Ему, старому, стыдно за неуклюжесть, за задержку очереди на несколько минут. Он оборачивается, «извините», но видит улыбки понимания, ободрения, ему помогли. Но главное, как приятно, и я улыбаюсь, я уже не матерю его, простофилю, я улыбаюсь! Меня ждали, я спешил, но как же это хорошо улыбнуться, а не злиться. Так что улыбка полезна как этому постороннему человеку, так же и мне самому. Может я становлюсь, наконец, новозеландцем?
Страны есть богатые и бедные. Россия, несомненно, самая богатая страна в мире, необъятные просторы, подземные кладовые неисчерпаемы, металлы и черные, и цветные, и редкоземельные, и нефти и газа на весь мир хватит. Богатств до чёрта (какое точное народное выражение). Одно «но», если до чёрта много,  то до Б-га  далеко. Рядом с Россией очень бедная страна, Япония. Ни земли, ни в земле там ничего нет. Япония, тем не менее, вторая после США по уровню промышленности и науки. Новая Зеландия бедная страна, ни  природных запасов, ни большой промышленности или науки.
Мы, моя жена и я, самые бедныне в Новой Зеландии. Нет у нас заработанных денег, нет жилья, даже языка не было. Пришли мы в горсовет и объяснили, что , хотя у дочки большой 2-х этажный дом, мы хотим жить отдельно и бывать у них каждый день. «Конечно, все правильно, но придется немного подождать с квартирой» - ответили нам, и через два или три месяца предложили то, где мы и сейчас живем. 15 минут пешком от дочки. У нас отдельный домик в ряду шести других, в нем спальня 12 кв. м, стенной шкаф, гостинная 15 кв. м, кухня (открытый план) 4,5 кв м, полностью оборудованная, совмещенные ванная – туалет, прихожая, под окном, радость моей жены, небольшой садик, площадка для машины. Это самое малое что необходимо для жизни семьи из одного или двух человек по новозеландским нормам. Наши друзья, приехавшие в нашем возрасте с матерью, т. е. втроём, получили от государства дом с двумя спальнями, как две семьи. Платят нам на двоих пенсию $1128 на 2 недели (это равно $900 США), нам хватает на все нужды, включая иногда съездить заграницу.
Пожилые «нормальные» новозеландцы, те, кто здесь жил и работал, в пожилом возрасте покупают себе квартиру или небольшой дом (продав свой, например) в кондоминимуме (товариществе) таких же как они, где есть дежурный врач, где им по желанию готовят еду, убирают в доме и другие услуги.
Продолжение следует